malШалова К.В.

Психолог

Педагогическое образование

 Педагогическое кредо: 

"Забота" 

Консультация для родителей

Тема: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры»

      Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

   Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера) ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребёнка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребёнка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребёнка.

Картотека игр:

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»

 Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.                                                                             

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет, как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей. Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу. Примерные вопросы:

- Когда человек испытывает страх, что он делает?

- Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

- Что доставляет людям веселье?

- Человек тихий, мягкосердечный.

- Когда человеку невесело, какой он?

- Человек, которому можно довериться?

- Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседы:

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится?»

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр? строители? врачи? садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

bok

  «Готовность детей к школе»

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?

Каким Вы хотите видеть своего ребёнка?

  • Здоровым
  • Культурным
  • Весёлым
  • Добрым
  • Умным
  • Читающим
  • Сообразительным

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений,» - так писал В.А.Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность.

         Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам: определенные параметры веса, роста, окружности груди. Организм ребенка должен быть готов к учебным нагрузкам.

Координация движений в соответствии с возрастной нормой 

Прыгает через скакалку. Попадает мячом в двигающийся объект.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

      Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

  • лепка из глины, пластилина,
  • закручивание гаек в детском конструкторе,
  • собирание узоров из мелкой мозаики,
  • вышивание,
  • завязывание узелков,
  • застегивание мелких пуговиц.
  • игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.
  • разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде

Как быть, если ребенок леворукий?

Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья: нарушение сна, повышенная возбудимость

Сформированность гигиенических умений, навыков самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в школе. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

Психологическая готовность

1.Высокая мотивационная     готовность

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация

  •   Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
  •   Также благоприятным мотивом считается    желание ребенка получить новый статус.

Внешняя мотивация

  •   Ориентация на внешнюю школьную атрибутику;
  •   Многие первоклассники начинают учиться   для того, чтобы «порадовать маму». 

Рекомендации для родителей

1. Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться.    Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.

2.  Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу. 

3.  Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Важнейшими показателями интеллектуальной зрелости ребенка являются:

  •   умение наблюдать;
  •  ориентация в пространстве и времени; ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут. Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники;
  •  умение распределить предметы      по их размеру, длине, ширине    и высоте;
  • умение дать предметам и их свойствам единое название, может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ);
  •  умение рассказывать о своей любимой деятельности или событии, умение описать картинку;
  • способность уловить основные связи между явлениями (туча – дождь);
  • способность концентрировать внимание;
  • знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию;
  • понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат);
  • помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом;
  • сравнивает предметы, выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик);
  • устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша?);
  • соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 8 см;
  • аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш;
  • рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер;
  • может продолжить орнамент.

Рекомендации для родителей

—  Загадывайте ребенку загадки.

—  Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы.

—  Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился.

—  Разучивайте с ребенком стихи и песенки.

—  Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

   

Эмоционально-волевая готовность

Важнейшими показателями волевой готовности являются:

  • Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его;
  • проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия;
  • способность оценить результат своего действия;
  • умение управлять своими движениями, вниманием;
  • умение преднамеренно заучивать стихотворение; 
  • способность подчинить своё желание необходимости сделать что-либо;
  • способность управлять своими эмоциями и поведением;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Рекомендации для родителей

  •  Поощряйте у ребенка умение управлять собой. 
  • Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций. 
  •  Учите ребенка планировать.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Социальная готовность

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

  •   Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
  •   Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости;
  •   Навык сотрудничества;
  •   Способность самому решить свои простейшие     проблемы, обслужить себя;

Рекомендации для родителей

Умеет ли ребенок общаться с детьми?

  •  Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его   позовут другие ребята.
  •  Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
  • Готов ли учитывать интересы других детей или   коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое       мнение.
  •  Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
  • Рекомендации для родителей
  •  Поощряйте у ребенка   проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.                                                                            
  •  У ребёнка к моменту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими.

4 главных умения будущего первоклассника

1. Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.

2.  Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

3. Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание, кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

4. Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться…

Адаптация ребенка к школе

—  Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником.

—  Происходит смена ведущей деятельности.

—  Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.

—  Проблема сдерживания двигательной активности.

—  Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.

Признаки переутомления:

  • Нарушение сна.
  • Нарушение аппетита.
  • Плохое самочувствие.
  • Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи.
  • Суетливость, неточность в движениях.
  • Капризы, излишняя подвижность и агрессивность
  • Уставший вид.

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).

 

Готов ли ваш ребенок школе? (Тест для родителей).

1.     Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2.     Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3.     Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.     Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5.     Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?

6.     Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.     Умеет ли он изменять существительные по числам?

8.     Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.     Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше

9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

 

Посетителей • Келушілер:
Счетчик посещений Counter.CO.KZ


КОНТАКТЫ • БАЙЛАНЫС